Замена компрессора
Вопрос о замене компрессора на практике возникает довольно часто. При замене компрессоров работники сервисной службы в первую очередь руководствуются правилом - заменяемый компонент должен соответствовать оригиналу производителя. Так ли это важно? Что делать, если нет возможности использовать оригинальный компрессор, в силу его отсутствия?
Необходимо сделать акцент на чисто геометрическую совместимость компоновочной схемы (совместимость посадочных мест, физический объем компрессора, угол разворота осушителя и так далее).
Наиболее прогнозируемым параметром является соответствие основания компрессора по посадочным местам. Традиционно для крепления роторного компрессора, в наружных блоках используется трехточечное основание в виде равностороннего треугольника. В таблице, подготовленной на базе информации производителей компрессоров, приведены данные о диаметрах оснований роторных компрессоров следующих марок (см. таблицу).
Марка (производитель) |
Серия |
Производительность по холоду |
Диаметр платформы |
Hitachi |
Серия SG (G) |
4.800-10.500 BTU |
160 |
Hitachi |
Серия SH (H) |
11.800-23.200 BTU |
176 |
Matsushita |
Серия R |
5.000-7.500 BTU |
150 |
Matsushita |
Серия P |
6.500-13.500 BTU |
150 |
Matsushita |
Серия K |
11.900-26.500 BTU |
176 |
Matsushita |
Серия J |
15.500-35.000 BTU |
196/210 |
L'Unite Hermetique |
Серия RGA |
6.800-9.450 BTU |
150 |
L'Unite Hermetique |
Серия RK/TRK |
6.550-14.300 BTU |
176 |
SIAM (Mitsubishi Electric) |
Серия RH |
7.500-15.700 BTU |
176 |
SIAM (Mitsubishi Electric) |
Серия PH |
15.700-24.000 BTU |
196 |
SIAM (Mitsubishi Electric) |
Серия NH |
15.700-34.000 BTU |
210 |
Reichi Precision |
Серия 39 |
4.500-6.270 BTU |
150 |
Reichi Precision |
Серия 44 |
7.100-10.830 BTU |
150 |
Reichi Precision |
Серия 48 |
6.800-15.000 BTU |
176 |
Sanyo |
Серия C-R33F |
6.780-9.200 BTU |
150 |
Sanyo |
Серия C-R50F |
9.680-12.500 BTU |
176 |
LG Electronics |
Серия QB |
4.980-9.250 BTU |
150 |
LG Electronics |
Серия QK |
9.200-13.500 BTU |
176 |
LG Electronics |
Серия QJ |
11.750-18.300 BTU |
176 |
Daewoo-Carrier |
Серия EA |
5.000-9.000 BTU |
150 |
Daewoo-Carrier |
Серия EB |
9.500-11.000 BTU |
150 |
Daewoo-Carrier |
Серия EC |
11.500 -13.500 BTU |
176 |
Daewoo-Carrier |
Серия ED |
12.000-21.500 BTU |
176 |
Таким образом, для оборудования с малой холодопроизводительностью (5,000-9,000 BTU), используются в основном компрессоры с диаметром основания 160 или 150 мм. Для моделей с номинальной холодопроизводительностью 12,000 BTU и выше практически все производители используют основание диаметром 176 мм. Из данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод, что в качестве альтернативы можно использовать компрессор любого производителя с аналогичной холодопроизводительностью.
Как показывает практика, замена вышедшего из строя компрессора любой холодильной машины и, в частности, бытового кондиционера требует выполнения определенных правил, пренебрежение которыми может привести к тому, что выполненная работа и материальные затраты окажутся напрасными и новый компрессор преждевременно выйдет из строя.
Среди причин выхода компрессора из строя отметим следующие:
- нарушение правил монтажа кондиционера;
- нарушение правил эксплуатации кондиционера;
- использование некачественных материалов при монтаже и обслуживании кондиционера;
- заводской брак.
- отсутствие вакуумирования фреоновой магистрали или недостаточное вакуумирование. Следствие - повышенное давление конденсации, наличие водяных паров во фреоновом контуре. Результатом как правило является пробой изоляции обмотки двигателя компрессора;
- нарушение правил монтажа фреоновых магистралей, а именно: несоблюдение уклонов, отсутствие маслоподъемных петель, слишком длинные магистрали, заломы труб. Следствие - нарушение системы смазки компрессора;
- некачественное соединение фреоновых трубопроводов;
- попадание посторонних предметов в трубопроводы (стружка остатки припоя и флюса, мусор).
- включение кондиционера с реверсивным циклом на <тепло> при температурах окружающего воздуха ниже - 5°С;
- включение кондиционера в режим <тепло> или <холод> при утечке хладагента.
Кроме того, опасность включения кондиционера на <тепло> зимой, заключается в возможном повреждении клапанной системы компрессора из-за попадания в него жидкого, не испарившегося при низкой температуре хладагента (гидроудар).
Что касается использования некачественных комплектующих в процесе монтажа, то это в первую очередь относится к медным трубам низкого качества, иногда с мусором или стружкой внутри или же хлада гентов с повышенной влажностью, что чревато поломкой компрессора.
Заводской брак при изготовлении компрессоров, к счастью, явление достаточно редкое.
Перед заменой компрессора необходимо составить оптимальный план работы, который во многом зависит от степени и характера загрязнения фреонового контура посторонними примесями.
Эту информацию можно получить с помощью анализа проб масла компрессора. Для этого производится демонтаж компрессора, масло из которого сливается в чистую емкость, и производится его проверка на:
- цвет и запах масла;
- отсутствие посторонних включений;
- экспресс анализ масла на кислотность.
![]() |
![]() |
|
|
Темное масло с резким запахом гари указывает на то, что компрессор перегревался, произошло разложение масла. Тест покажет высокую кислотность масла.
В этом случае необходима промывка всей фреоновой магистрали, включая трубопроводы внутреннего и наружного блоков и соединительной магистрали.
Если масло мутное и имеет зеленоватый оттенок, то тест на кислотность - положительный. Сопутствующие признаки - внутренние поверхности трубопроводов розового цвета (результат травления меди кислотой).
Анализ посторонних включений во многих случаях позволяет определить характер повреждения компрессора, например:
- наличие стальной или алюминиевой стружки указывает на повреждение шатунно-поршневой системы компрессора или клапанов,
- что может быть результатом нарушения системы смазки компрессора, гидроудара или заводского брака;
- наличие медной стружки указывает на брак монтажа или некачественные трубы;
- наличие хлопьев сажи - на короткое замыкание обмотки двигателя компрессора.
- Монтаж нового компрессора в блок (чтобы исключить попадание окалины внутрь фреоновой магистрали, пайка выполняется с азотом, остатки флюса тщательно удаляются).
- Замена фильтра-осушителя.
- Тщательное вакуумирование блока.
- Заправка блока фреоном через жидкостной порт.
- Тестовый прогон блока на стенде.
- Монтаж наружного блока на месте установки кондиционера.
Сложность замены компрессора в этих условиях определяется большой вероятностью попадания загрязненного масла (распределенного по всем элементам фреоновой магистрали) обратно в компрессор.
Поэтому необходимо выполнить работы по промывке элементов фреонового контура.
Сложность конфигурации фреоновой магистрали компрессорно-конденсаторного блока и необходимость тщательного удаления промывочной жидкости из него требуют специального оборудования, оснастки и владения специальными навыками.
Процедура промывки выглядит следующим образом.
- Фреоновый контур разбирается на составные части:
входная магистраль;
теплообменник;
выходная магистраль. - Производится промывка каждой отдельной части.
- Производится удаление промывочной жидкости из каждой составной части.
- Производится сборка составных частей.
- хорошо растворять минеральное масло и продукты его разложения;
- не быть агрессивной и ядовитой;
- иметь температуру кипения при атмосферном давлении выше 25°С.
После промывки остатки промывочной жидкости удаляются продувкой азотом и тщательным вакуумированием.
Основной недостаток такого способа - большая трудоемкость, вызванная необходимостью разбирать компрессорно-конденсаторный блок на составные части и удалять из них остатки промывочной жидкости.
Станция сбора и регенерации, которая может быть использована как промывочная станция, существенно упрощает процедуру промывки и снижает трудозатраты.
В качестве промывочной жидкости в этом случае может быть использован фреон, на котором работал кондиционер.
Подготовка компрессорно-конденсаторного блока к промывке заключается в демонтаже компрессора, соединении трубопроводов всасывания и нагнетания, шунтировании расширительного устройства.
Дополнительно к станции необходимо иметь емкость для фреона с газовым и жидкостным кранами и комплект трубопроводов с запорной арматурой.
В промытый одним из перечисленных способов блок монтируется компрессор, и проводятся испытания блока на стенде.
Процедуру промывки можно упростить, если использовать антикислотные фильтры на магистрали всасывания. Учитывая, что компрессор перекачивает фреон в определенном направлении, можно ограничиться промывкой участка фреоновой магистрали от антикислотного фильтра до входа в компрессор, а остальную <грязь> собрать на антикислотный фильтр. Однако одного фильтра в этом случае недостаточно, требуется замена первого фильтра примерно через 2 часа работы кондиционера.
Значительные временные затраты, необходимые для выполнения должным образом всех перечисленных процедур, на деле оборачиваются реальной экономией денег, что, в свою очередь, работает на авторитет ремонтника, обеспечивая надежную и безотказную работу отремонтированного оборудования.