Замена компрессора

Вопрос о замене компрессора на практике возникает довольно часто. При замене компрессоров работники сервисной службы в первую очередь руководствуются правилом - заменяемый компонент должен соответствовать оригиналу производителя. Так ли это важно? Что делать, если нет возможности использовать оригинальный компрессор, в силу его отсутствия?
 Необходимо сделать акцент на чисто геометрическую совместимость компоновочной схемы (совместимость посадочных мест, физический объем компрессора, угол разворота осушителя и так далее).
 Наиболее прогнозируемым параметром является соответствие основания компрессора по посадочным местам. Традиционно для крепления роторного компрессора, в наружных блоках используется трехточечное основание в виде равностороннего треугольника. В таблице, подготовленной на базе информации производителей компрессоров, приведены данные о диаметрах оснований роторных компрессоров следующих марок (см. таблицу).

Марка
(производитель)
Серия
Производительность
по холоду
Диаметр
платформы
Hitachi
Серия SG (G)
4.800-10.500 BTU
160
Hitachi
Серия SH (H)
11.800-23.200 BTU
176
Matsushita
Серия R
5.000-7.500 BTU
150
Matsushita
Серия P
6.500-13.500 BTU
150
Matsushita
Серия K
11.900-26.500 BTU
176
Matsushita
Серия J
15.500-35.000 BTU
196/210
L'Unite Hermetique
Серия RGA
6.800-9.450 BTU
150
L'Unite Hermetique
Серия RK/TRK
6.550-14.300 BTU
176
SIAM (Mitsubishi Electric)
Серия RH
7.500-15.700 BTU
176
SIAM (Mitsubishi Electric)
Серия PH
15.700-24.000 BTU
196
SIAM (Mitsubishi Electric)
Серия NH
15.700-34.000 BTU
210
Reichi Precision
Серия 39
4.500-6.270 BTU
150
Reichi Precision
Серия 44
7.100-10.830 BTU
150
Reichi Precision
Серия 48
6.800-15.000 BTU
176
Sanyo
Серия C-R33F
6.780-9.200 BTU
150
Sanyo
Серия C-R50F
9.680-12.500 BTU
176
LG Electronics
Серия QB
4.980-9.250 BTU
150
LG Electronics
Серия QK
9.200-13.500 BTU
176
LG Electronics
Серия QJ
11.750-18.300 BTU
176
Daewoo-Carrier
Серия EA
5.000-9.000 BTU
150
Daewoo-Carrier
Серия EB
9.500-11.000 BTU
150
Daewoo-Carrier
Серия EC
11.500 -13.500 BTU
176
Daewoo-Carrier
Серия ED
12.000-21.500 BTU
176


 Таким образом, для оборудования с малой холодопроизводительностью (5,000-9,000 BTU), используются в основном компрессоры с диаметром основания 160 или 150 мм. Для моделей с номинальной холодопроизводительностью 12,000 BTU и выше практически все производители используют основание диаметром 176 мм. Из данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод, что в качестве альтернативы можно использовать компрессор любого производителя с аналогичной холодопроизводительностью.

замена компрессора

 
 Как показывает практика, замена вышедшего из строя компрессора любой холодильной машины и, в частности, бытового кондиционера требует выполнения определенных правил, пренебрежение которыми может привести к тому, что выполненная работа и материальные затраты окажутся напрасными и новый компрессор преждевременно выйдет из строя.
 Среди причин выхода компрессора из строя отметим следующие:
  • нарушение правил монтажа кондиционера;
  • нарушение правил эксплуатации кондиционера;
  • использование некачественных материалов при монтаже и обслуживании кондиционера;
  • заводской брак.
 Типичными ошибками монтажа являются:
  • отсутствие вакуумирования фреоновой магистрали или недостаточное вакуумирование. Следствие - повышенное давление конденсации, наличие водяных паров во фреоновом контуре. Результатом как правило является пробой изоляции обмотки двигателя компрессора;
  • нарушение правил монтажа фреоновых магистралей, а именно: несоблюдение уклонов, отсутствие маслоподъемных петель, слишком длинные магистрали, заломы труб. Следствие - нарушение системы смазки компрессора;
  • некачественное соединение фреоновых трубопроводов;
  • попадание посторонних предметов в трубопроводы (стружка остатки припоя и флюса, мусор).
 Нарушение правил эксплуатации кондиционеров, к сожалению, занимает далеко не последнее место среди причин выхода из строя компрессоров бытовых кондиционеров. Наиболее характерные из них:
  • включение кондиционера с реверсивным циклом на <тепло> при температурах окружающего воздуха ниже - 5°С;
  • включение кондиционера в режим <тепло> или <холод> при утечке хладагента.
 Оба эти нарушения приводят к тому, что двигатель герметичного компрессора, который, как известно, охлаждается парами хладагента перегревается, меняются смазочные свойства масла, ухудшается сопротивление изоляции, компрессор выходит из строя.
 Кроме того, опасность включения кондиционера на <тепло> зимой, заключается в возможном повреждении клапанной системы компрессора из-за попадания в него жидкого, не испарившегося при низкой температуре хладагента (гидроудар).
 Что касается использования некачественных комплектующих в процесе монтажа, то это в первую очередь относится к медным трубам низкого качества, иногда с мусором или стружкой внутри или же хлада гентов с повышенной влажностью, что чревато поломкой компрессора.
 Заводской брак при изготовлении компрессоров, к счастью, явление достаточно редкое.
 Перед заменой компрессора необходимо составить оптимальный план работы, который во многом зависит от степени и характера загрязнения фреонового контура посторонними примесями.
 Эту информацию можно получить с помощью анализа проб масла компрессора. Для этого производится демонтаж компрессора, масло из которого сливается в чистую емкость, и производится его проверка на:
  • цвет и запах масла;
  • отсутствие посторонних включений;
  • экспресс анализ масла на кислотность.
 Масло должно быть прозрачным, с легким нерезким запахом.

без кислоты
с кислотой

 Темное масло с резким запахом гари указывает на то, что компрессор перегревался, произошло разложение масла. Тест покажет высокую кислотность масла.
 В этом случае необходима промывка всей фреоновой магистрали, включая трубопроводы внутреннего и наружного блоков и соединительной магистрали.
 Если масло мутное и имеет зеленоватый оттенок, то тест на кислотность - положительный. Сопутствующие признаки - внутренние поверхности трубопроводов розового цвета (результат травления меди кислотой).
 Анализ посторонних включений во многих случаях позволяет определить характер повреждения компрессора, например:
  • наличие стальной или алюминиевой стружки указывает на повреждение шатунно-поршневой системы компрессора или клапанов,
  • что может быть результатом нарушения системы смазки компрессора, гидроудара или заводского брака;
  • наличие медной стружки указывает на брак монтажа или некачественные трубы;
  • наличие хлопьев сажи - на короткое замыкание обмотки двигателя компрессора.
 Замена компрессора без промывки блока возможна, если масло прозрачное, без посторонних включений, анализ на кислотность отрицательный. Выполняются следующие работы.
  1. Монтаж нового компрессора в блок (чтобы исключить попадание окалины внутрь фреоновой магистрали, пайка выполняется с азотом, остатки флюса тщательно удаляются).
  2. Замена фильтра-осушителя.
  3. Тщательное вакуумирование блока.
  4. Заправка блока фреоном через жидкостной порт.
  5. Тестовый прогон блока на стенде.
  6. Монтаж наружного блока на месте установки кондиционера.
 Замена компрессора с промывкой блока производится, если условия замены без промывки не выполняются, а именно - грязное или <кислое> масло, наличие в масле посторонних включений.
 Сложность замены компрессора в этих условиях определяется большой вероятностью попадания загрязненного масла (распределенного по всем элементам фреоновой магистрали) обратно в компрессор.
 Поэтому необходимо выполнить работы по промывке элементов фреонового контура.
 Сложность конфигурации фреоновой магистрали компрессорно-конденсаторного блока и необходимость тщательного удаления промывочной жидкости из него требуют специального оборудования, оснастки и владения специальными навыками.
 Процедура промывки выглядит следующим образом.
  1. Фреоновый контур разбирается на составные части:
    входная магистраль;
    теплообменник;
    выходная магистраль.
  2. Производится промывка каждой отдельной части.
  3. Производится удаление промывочной жидкости из каждой составной части.
  4. Производится сборка составных частей.
 В качестве промывочной жидкости могут быть использованы фреоны R-11, R-113 или четыреххлористый углерод. Промывочная жидкость должна отвечать следующим условиям:
  • хорошо растворять минеральное масло и продукты его разложения;
  • не быть агрессивной и ядовитой;
  • иметь температуру кипения при атмосферном давлении выше 25°С.
 Собственно процедура промывки заключается в том, что через промываемое устройство направляется поток промывочной жидкости с помощью специальной промывочной станции или баллона с промывочной жидкостью под давлением азота. Степень промывки контролируется визуально, по прозрачности вытекающей промывочной жидкости.
 После промывки остатки промывочной жидкости удаляются продувкой азотом и тщательным вакуумированием.
 Основной недостаток такого способа - большая трудоемкость, вызванная необходимостью разбирать компрессорно-конденсаторный блок на составные части и удалять из них остатки промывочной жидкости.
 Станция сбора и регенерации, которая может быть использована как промывочная станция, существенно упрощает процедуру промывки и снижает трудозатраты.
 В качестве промывочной жидкости в этом случае может быть использован фреон, на котором работал кондиционер.
 Подготовка компрессорно-конденсаторного блока к промывке заключается в демонтаже компрессора, соединении трубопроводов всасывания и нагнетания, шунтировании расширительного устройства.
 Дополнительно к станции необходимо иметь емкость для фреона с газовым и жидкостным кранами и комплект трубопроводов с запорной арматурой.
 В промытый одним из перечисленных способов блок монтируется компрессор, и проводятся испытания блока на стенде.
 Процедуру промывки можно упростить, если использовать антикислотные фильтры на магистрали всасывания. Учитывая, что компрессор перекачивает фреон в определенном направлении, можно ограничиться промывкой участка фреоновой магистрали от антикислотного фильтра до входа в компрессор, а остальную <грязь> собрать на антикислотный фильтр. Однако одного фильтра в этом случае недостаточно, требуется замена первого фильтра примерно через 2 часа работы кондиционера.
 Значительные временные затраты, необходимые для выполнения должным образом всех перечисленных процедур, на деле оборачиваются реальной экономией денег, что, в свою очередь, работает на авторитет ремонтника, обеспечивая надежную и безотказную работу отремонтированного оборудования.